История хлудневского промысла

         Хлудневский гончарный промысел широко известен на территории нашей страны. Зародился он в деревне Хлуднево, находящейся на юге Калужской области, где для изготовления посуды использовались местные глины, предположительное время его появления XVI век. Мужчины тянули посуду и сбывали её на базарах местному населению в городах Жиздра, Сухиничи, Брянск, в Людинове и Дятькове. Женщины занимались бабьим промыслом - лепили игрушки: свистульки, гудушки, громатушки, разные большие фигуры.
         Игрушка д.Хлуднево очень многообразна по сюжетам и многофигурным композициям. Отличительным сюжетом Хлудневского промысла является древо жизни. Основное назначение его - оберег. При помощи наполнения дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми, оно приобретает каждое свой особый смысл. Да и барыня у Хлудневских мастериц непростая - в карманах у неё птицы, да зверушки, в руках детки, да свистки, на плечах и голове тоже по птушке, а в юбке спрятаны глиняные шарики, потрясёшь барыньку, она и загремит, как будто разговаривает, одним словом громотушка. Особое место занимают Хлудневские игрушки-перевёртыши. Это мелкие свистки с двумя и более сюжетами в одной фигурке. Старые мастерицы были весёлые, наблюдательные и с юмором. Они подмечали интересные закономерности в пластике игрушек и воплощали свои находки непосредственно в свистках. Перевёртыши разделяются на две группы, те, которые надо как- то повернуть, чтобы увидеть второй смысл, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки. Это своего рода народные головоломки. Есть перевёртыши простые, а есть сложные, но зато сколько радости, когда загадка разгадана. Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей” - маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком.Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.
          Сейчас в деревне Хлуднево насчитывается 78 жителей. Большинство селян живет натуральным хозяйством. После смерти Бубнёвой Татьяны Ивановны и её сына Алексея в деревне игрушку начали делать сын Бубневой Татьяны Ивановны Александр с Женой Соколиковой Валентиной.