|
Берестяное барокко
В 90-х гг. XX в. Владимиром Махнюком была разработана техника обработки бересты, которая получила общепризнанное название «Берестяное барокко». Местом промысла стал г.
Шадринск Курганской области. Работы мастера хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском и Челябинском
музеях изобразительного искусства и др. музеях страны. В 2011 г. Совет по народным художественным промыслам и ремёслам Курганской области отнёс работы шадринской
берестяной мастерской «Честа» к народным художественным промыслам.
|
|
Скопинская керамика
Скопинская керамика – едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Рождение промысла – 1640 г. Тогда в переписи населения появилось имя скопинского
гончара – «Дёмка Киреев, сын Берников». В XIX в. в Скопине наладилось массовое производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. В виде диковинного зверя или с
фигурами птиц, рыб, многоярусных, богато украшенных лепниной. Фантазийные фигуры возили на базары в Москву, Рязань, Липецк, в города южной России и на Украину. Керамика
промысла есть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина.
|
|
Холмогорская резная кость
История Архангельского промысла уходит в XVIII век, мастера украшали костью рукоятки ножей. В стиле резьбы пересекаются северорусская, центральнорусская,
западноевропейская и традиции народов севера. Екатерина I хранила вещи в холмогорских ларцах. Павел I принимал в подарок вазы, хранящиеся сегодня в Эрмитаже. Промысел
продолжился в XX веке в селе Ломоносово, где в 1932 году создана фабрика художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова. Выпускаются изделия из моржовых клыков,
зуба кашалота и бивней мамонта.
|
|
Северная чернь
Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов, создаваемых в особом температурном и временном режиме. Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной
старых мастеров великоустюгского промысла. Данный состав и способ соединения черни с серебром применялся на протяжении многих веков. История чернения по серебру начинается
на устюгской земле в конце XVII в., куда искусство чернения, по преданию, перешло из Великого Новгорода ещё во времена Ивана Грозного. Уникальное искусство чернения по
серебру принесло небольшому северному городу мировую известность.
|
|
Архангельская «птица счастья»
Местом происхождения деревянной игрушки в виде птицы является Архангельская область. Её называют ещё и «Поморским голубком». Птица вешалась в доме в качестве хранителя
домашнего очага и благополучия. Изготавливается из цельного бруска, без применения клея, путём нарезки лепестков и специального метода изгибания. Носителем традиции
изготовления птиц в XX веке был Мартын Фатьянов из деревни Селище Архангельской области. В деревне открыт музей, посвящённый его творчеству. Промысел птицы счастья
восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».
|
|
Шемогодская резьба по бересте
Промысел резьбы по берёсте образовался в XVIII веке в Шемогодской волости Великоустюгского уезда (ныне Вологодская область). Мастерством резьбы по берёсте славилась
деревня Курово-Наволок. Орнаменты резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок,
портсигаров. В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году был создан художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры»,
который продолжает традиции ажурной вязи.
|
|
Борецкая роспись по дереву
Роспись существует с XVIII века в селе Борок, ныне это деревня и пристань на реке Северная Двина Архангельской области. Роспись повторяет композицию иконостаса. Прялка
разделена на ярусы, разделённые орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон. Символ борецкой росписи — Древо жизни: огромный цветок с прямым
стеблем, вокруг него изображаются цветы, птицы, ягоды, листья. Основной цвет росписи — красный. Роспись очень дорогая и сложная с использованием сусального золота и яичной
темперы. В XVIII веке золотофонную борецкую прялку меняли на корову.
|
|
Варнавинская резьба по кости
Ещё в XVIII в. мастера Павлова и Ворсмы Нижегородского края украшали ножи костяными рукоятками в виде объёмной небольшой скульптуры. Косторезный промысел возродился в селе
Варнавино Нижегородской области в 1970 г. с приездом из с. Холмогоры Архангельской области выпускника Холмогорского училища П. Черниковича. В 1973 г. организована
Варнавинская фабрика художественной резьбы по кости, ныне предприятие «Варко» (Варнавинская резная кость). Продукция поставляется во Францию, Швейцарию, Польшу, Германию,
Венесуэлу, Данию.
|
|
Вербилковский фарфор
История знаменитого вербиловского фарфора начинается в 1766 года, когда английский купец Франц Яковлевич Гарднер основал фарфоровую фабрику в подмосковном сельце
Вербильцево, сейчас это — п. Вербилки Талдомского района Московской области. И уже в 1775 году англичанин преподнес сервиз в подарок императрице. Екатерина II тут же
заказала на фарфоровом заводе в Вербилках императорские сервизы. В 1995 году при предприятии «Фарфор Вербилок» было создано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Из
последних наград вербиловского фарфора — Бриллиантовая и Золотая звёзды Союза предпринимателей Америки и Европы.
|
|
Верхнеуфтюжская роспись бересты
Верхнеуфтюжская роспись зародилась в с. Верхняя Уфтюга, что является названием притока р. Северной Двины. В XIX в. промысел был распространён по всему побережью Уфтюги,
расписывали туеса. Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с традициями
древнерусской декоративной живописи. Крупными центрами уфтюжской росписи считаются д. Ново-Андреевская и Якшаково Архангельской обл. Сейчас отдельные мастера продолжают
работу у себя на дому.
|
|
Воронежское ткачество
Изделия узорного ткачества завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце XIX в. Тканые работы были представлены в 1913 г. на Всероссийской кустарной выставке
в Санкт-Петербурге. Ковёр молодой мастерицы из горожанкинской мастерской Н.В. Гладневой «Адам и Ева» демонстрировался на Всемирной выставке в Париже (Лувр), получил
«Гран-при» и был куплен Лувром. Современное узорное ткачество представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Декоративные предметы современного воронежского ткачества
широко бытуют и сегодня, особенно в сёлах.
|
|
Вятский гончарный промысел
Образованием гончарного промысла на Вятской земле можно считать XII — начало XIV в.в., когда русское население принесло сюда навыки работы на тяжёлом гончарном круге.
Сложились и две основные формы изделий – горшки и чашки с линейным и ленточным орнаментами разного размера. Керамика XIX-ХХ в.в. сохранила черты прошлого времени. Посуда
изготовлялась четырех видов: чёрная, лаковая (глазурованная и муравленая), обварная. В 1990-х г.г. старинный вятский промысел начал обретать новую жизнь. Подвижником стала
компания «Комтех» (п. Просница Кирово-Чепецкий район).
|
|
Вятское кружево
Кружево до сих пор часто называют «кухарским», это производное от слободы Кухарки, ныне г. Советска Кировской области. В 1840-е годы сюда попало сцепное кружево из
Великого Устюга, то есть вологодское. Мастерицы сумели его воспроизвести, а потом стали варьировать рисунки. Вятское кружево было известно не только в России, продавалось
даже в Японии. Вятское кружево по красоте узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, а по лёгкости и тонкости разработок — елецкому.
|
|
Городецкая золотная вышивка
Один из самых старинных видов высокохудожественного народного искусства России существует в Нижегородском крае с ХVII в. Центрами промысла являлись крупные сёла на берегу
Волги – Городец и Лысково. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. Вышивкой праздничной женской одежды занимались
мастерицы Алексеевской женской общины г. Арзамаса. Познакомиться с историей российского промысла и его сегодняшним днём можно в музее фабрики «Городецкая золотная
вышивка».
|
|
Городецкая роспись
Художественная роспись по дереву родилась в середине XIX века в Поволжье, в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское, расположенных на берегах светлой
речки Узоры. Изделия отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической
обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись». Сохранились традиционные
мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.
|
|
Златоустовская гравюра на стали
С начала XIX века г. Златоуст — центр художественной гравюры на металле Урала. Первоначально украшалось боевое оружие: сабли, кортики, шпаги. Со 2-й пол. XIX в. гравюра
используется при изготовлении бытовых вещей: кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д. В гражданскую войну гравированные с золочением сабли преподнесены от завода
К.Е. Ворошилову и С.М. Будённому. Лучшие образцы гравюры и украшенного холодного оружия хранятся в сокровищницах России — Эрмитаже и Оружейной палате Кремля.
|
|
Кадомский вениз
Промысел возник в XVIII в. в г. Кадоме (ныне — посёлок Рязанской области). Вениз — от слова «Венеция». Происхождением промысел обязан венецианским мастерицам, приехавшим
по приглашению Петра I в монастырь г. Кадома. Монахини легко освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево. А вскоре на этой основе создали
уникальную игольчатую вышивку — кадомский вениз. В начале XX в. технику кадомского вениза дополнила Пелагея Угрюмова, которая имела опыт кружевного дела по работе в г.
Ельце. Сейчас венизную вышивку выпускает фабрика «Кадомский вениз».
|
|
Калужская вышивка
Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнены в середине и конце XIX в. От вышивок различных русских областей калужская отличается особой декоративностью и
выразительностью. Яркие и красочные, они богаты изобразительными мотивами, переданными своеобразным приёмом вышивания – «цветной перевитью». Богатая коллекция
копий-зашивок с народных узоров хранится в фонде Тарусской артели вышивальщиц, возникшей в 1924 г. Мастерицы артели, творчески используя характерные особенности старинной
калужской вышивки, продолжают создавать изделия, украшающие наш быт и одежду.
|
|
Киришское кружево
«Курья лапка», «медвежья лапка» — народные названия киришских кружев. История их началась в XVIII в., когда в деревнях у Санкт-Петербурга поселились кружевницы. Стили
елецкого и вологодского кружева известны всем, но киришское — более грубое, её называли крестьянским. Киришские кружева плетутся поверху. Один элемент плетётся несколько
раз. Разворачиваются коклюшки, и он плетется второй раз. Получается слоёный пирог. Сейчас киришское кружево плетётся в д. Витка Ленинградской области. Здесь находится цех
Ленинградского объединения народных художественных промыслов.
|
|
Мезенская роспись по дереву
Роспись деревянных прялок и утвари зародилась во времена формирования славянских племён. Название получила от реки Мезень в Архангельской области. Своего расцвета промысел
достиг в XIX веке. Центром росписи стала деревня Палащелье, отсюда и второе название — палащельская роспись. Мезенская роспись архаична, узоры её скупы и напоминают
древние наскальные рисунки Севера. Используются только два цвета – красный и чёрный. В Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с
традиционной мезенской росписью.
|
|
Орловский спис
Корни вышивки уходят во времена вятичей-язычников, которые последними в XIV веке приняли христианство. Охранительный смысл их древних образов и обрядов отразился в
вышивке. Коллекция Орловского краеведческого музея насчитывает около сотни предметов: полотенца, скатерти, детали народного костюма. Самое раннее полотенце датировано 1796
годом. Орловский спис знатоки считают шифром, разгадать который весьма сложно. Самые популярные сюжеты старинных вышивок — «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка». Спис
продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами.
|
|
Рязанская народная вышивка
Древним видом художественных промыслов Рязанского края является вышивка. Уже на рубеже XIХ — XX вв. изделия вышивки стали предметами коллекционирования. Её особенности в
многоцветности, построенные на доминировании красных оттенков с вкраплениями синего, жёлтого и зеленого цветов; соединение разнообразных традиционных техник: строчка,
цветная перевить, счётная гладь, роспись, косички, мережки, вышивка крестом; преобладание геометрических элементов. Ознакомиться с промыслом и с работами современных
мастериц можно в Рязанском художественном музее им. И.П. Пажалостина.
|
|
Сибирские ковры
Ручное ковроткачество было распространено в уездах Тобольской губернии с XVIII века. По мнению же историков, производство ковров берёт начало с XVI века после завоевания
Сибири Ермаком. Сибирские ковры отличаются повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю.
Яркие букеты напоминают о красках лета. Ковры ткутся на Сибирской ковровой фабрике, где продолжаются традиции махрового промысла ручного сибирского ковроткачества.
|
|
Тобольская резная кость
Резьба по кости известна в г. Тобольске (ныне Тюменская обл.) с начала XVII в. Промысел развивается со второй половины XIX в. Традиционные изделия — миниатюрная скульптура
из мамонтовой кости на темы жизни народов Севера. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. В 1986 г. продукция отнесена к изделиям народных
художественных промыслов. На фабрике хранится коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа.
|
|
Торжокское золотное шитьё
Промысел известен в Торжке с XIII века. Вышивка выполнялась с помощью серебряных и золотых нитей, и украшались ей предметы одежды: обувь, пояса, воротники, костюмы и
церковные облачения. Использовался цветочный орнамент. Шитьё золотошвей экспонировались в Нижнем Новгороде, Москве, Филадельфии, Турине, Париже, Милане, Нью-Йорке,
Брюсселе, Осаке. Изделиями золотошвей оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, выполнена обивка трех царских тронов с именными
монограммами.
|
|
Кунгурская керамика
Промысел возник в г. Кунгуре (Пермский край) в XVII в. Для кунгурской керамики свойственны строгие формы, использование рельефных и скульптурных украшений, ярких цветных
полив. В кунгурском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике отражено всё многообразие местного керамического производства конца XIX — начала XXI вв. Это
и крестьянская гончарная посуда, и печные изразцы, и изделия местных полуфаянсовых фабрик и заводов рубежа XIX и ХХ вв. Традиции старинного промысла продолжают мастера
предприятия Кунгурские народные промыслы.
|
|
Ливенская гармошка
Ливенская гармонь («ливенка») — разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном — плясовых. На
«ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся из раковин моллюсков из реки Сосны. На
левой клавиатуре было всего 5 «лапочек»- одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» г.
Ливны.
|
|
Гжельская керамика
Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель – визитная карточка России. Гжель включает около тридцати подмосковных сёл и деревень, объединённых названием
«Гжельский куст». Местность гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Иван Грозный обозначил её как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. В
статистическом описании Московской губернии 1811 г. гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Всего два цвета – белый и синий, а
какая Гжель нарядная!
|
|
Жостовская роспись
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел
расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX века подносы
стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим.
|
|
Палехская миниатюра
По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак – яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделий из папье-маше:
ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный. Иконы «палехского пошиба»
славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Сам же стиль миниатюры сложился под влиянием московской, новгородской,
строгановской и ярославской школ.
|
|
Федоскинская миниатюра
Промысел зародился в 1795 г. в с. Данилково, затем перенесён в соседнее с. Федоскино Мытищинского уезда. Здесь и поныне сохраняют традиционную технологию изготовления
лаковых шкатулок из папье-маше. В её основе лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс.
Виртуозное владение прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских
миниатюристов популярными как в России, так и в Европе.
|
|
Вологодское кружево
«Застывшие краски северной зимы» – так называют вологодское кружево, особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Начало промысла, как вида русского кружево,
плетённого на коклюшках (деревянных палочках), относится к 1820 г. Близ Вологды, в имениях помещиков, крепостные выплетали отделки к платьям и белью. Вологодские кружева
неоднократно получали высшие награды: золотую медаль в Париже в 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Там же вологодский занавес
«Русские мотивы» был отмечен высшей наградой Гран-при.
|
|
Мценское кружево
Мценское кружево появилось в XVIII в. через помещицу Протасову, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева на коклюшках в России.
Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. Особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в
елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Лучшие работы кружевниц можно увидеть в Музее кружева г. Мценска Орловской обл. Открыто ателье «Мценские узоры».
|
|
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок – тёплый символ России. Оренбургский платок – название собирательное: это и тёплый тяжёлый платок-шаль, и тонкий, лёгкий, ажурный платок
паутинка. Впервые за рубежом платки были представлены на Парижской международной выставке 1857 г. До сих пор образцом считается платок знаменитой в прошлом мастерицы
Настасьи Яковлевны Шепковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошёл, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.
|
|
Павлово-посадские набивные платки (шали)
Павловский Посад — старейший российский текстильный центр. С 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков. Популярен мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых
шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. В этом году знаменитая на весь мир Павлово-Посадская Мануфактура отмечает 215-летие. В Московском Фонде народных
художественных промыслов открылась экспозиция, насчитывающая более 150 уникальных платков.
|
|
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с
весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ
мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же
секрет дымковской игрушки?»
|
|
Каргопольская игрушка
Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История ее возникновения тесно связана с древними (языческими) обрядами. Глиняная «баба» в «досельном»
(старинном) наряде словно являла собой образ мира. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. В
древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную
глиняную забаву – «бобки». Самым популярным персонажем остаётся Полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.
|
|
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в
древних летописях XVI века. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это
вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с
жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
|
|
Абашевская игрушка
Промысел возник в XIX веке в селе Абашево Спасского уезда, ныне Беднодемьяновский район Пензенской области. Известность промысла в конце 1920-х годов связана с Ларионом
Зоткиным ? мастером из Абашево. Фигурки имеют удлинённое туловище. На вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны
изогнутыми рогами. Свистульки раскрашены яркими красками ? синими, зелёными, красными. Считается, что лечебная глина, используемая для лепки, снимает тревогу и стрессы.
|
|
Матрешка
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда
они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке.
Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже
XVIII – XIX веков.
|
|
Белёвское кружево
Особым явлением народной культуры Тульской области является Белёвское кружево. Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини
Крестовоздвиженского монастыря г. Белёва в XVII-XVIII в.в. Кружево применялось для отделки платья знати и праздничных одежд священнослужителей. В самом Белёве плели
мерное, «верховое» кружево для столового и постельного белья. В 1880 г. в городе и уезде насчитывалось 2 тыс. кружевниц. Сегодня мастерицами Тульской области
предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла.
|
|
Богородская игрушка
Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря — центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка — это неокрашенные
фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее
известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб
подмосковного посёлка.
|
|
Ростовская финифть
Русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Финифть это древнерусское название эмали — прочное стекловидное
покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками (изобретенными в 1632 году французским
ювелиром Жаном Тутеном) на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом в печи. По художественному уровню изделий Ростовская финифть
входит в первую десятку лучших народных промыслов России.
|
|
Дятьковский хрусталь
Дятьковский хрусталь существует уже более 200 лет. Завод основан русскими промышленниками Мальцовыми в 1790 году в д. Дятьково Хвощенской волости Брянского уезда, ныне это
г. Дятьков Брянской области. В XIX веке дятьковские мастера исполняли сервизы на 200 персон для царских резиденций в Зимнем Дворце, в Царском селе и в Гатчине. И сегодня в
Кремле приёмы высшего уровня сервируются Дятьковским хрусталём. Хрусталь удостоен как зарубежных наград, так и отечественных. Особой гордостью является благодарственная
запись первого космонавта Ю.А. Гагарина после посещения завода и музея дятьковского хрусталя.
|