Русское декоративно-прикладное искусство

 

Русское декоративно-прикладное искусство

Статья по теме: Русские народные росписи и ремёсла

Берестяное барокко

В 90-х гг. XX в. Владимиром Махнюком была разработана техника обработки бересты, которая получила общепризнанное название «Берестяное барокко». Местом промысла стал г. Шадринск Курганской области. Работы мастера хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в Тульском музее самоваров, в Екатеринбургском и Челябинском музеях изобразительного искусства и др. музеях страны. В 2011 г. Совет по народным художественным промыслам и ремёслам Курганской области отнёс работы шадринской берестяной мастерской «Честа» к народным художественным промыслам.

Скопинская керамика

Скопинская керамика – едва ли не единственные в мире скульптурные посудные изделия. Рождение промысла – 1640 г. Тогда в переписи населения появилось имя скопинского гончара – «Дёмка Киреев, сын Берников». В XIX в. в Скопине наладилось массовое производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. В виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб, многоярусных, богато украшенных лепниной. Фантазийные фигуры возили на базары в Москву, Рязань, Липецк, в города южной России и на Украину. Керамика промысла есть в музеях Монреаля, Парижа, Берлина.

Холмогорская резная кость

История Архангельского промысла уходит в XVIII век, мастера украшали костью рукоятки ножей. В стиле резьбы пересекаются северорусская, центральнорусская, западноевропейская и традиции народов севера. Екатерина I хранила вещи в холмогорских ларцах. Павел I принимал в подарок вазы, хранящиеся сегодня в Эрмитаже. Промысел продолжился в XX веке в селе Ломоносово, где в 1932 году создана фабрика художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова. Выпускаются изделия из моржовых клыков, зуба кашалота и бивней мамонта.

Северная чернь

Чернь представляет собой сплав серебра и других компонентов, создаваемых в особом температурном и временном режиме. Соотношение каждого ингредиента черни являлось тайной старых мастеров великоустюгского промысла. Данный состав и способ соединения черни с серебром применялся на протяжении многих веков. История чернения по серебру начинается на устюгской земле в конце XVII в., куда искусство чернения, по преданию, перешло из Великого Новгорода ещё во времена Ивана Грозного. Уникальное искусство чернения по серебру принесло небольшому северному городу мировую известность.

Архангельская «птица счастья»

Местом происхождения деревянной игрушки в виде птицы является Архангельская область. Её называют ещё и «Поморским голубком». Птица вешалась в доме в качестве хранителя домашнего очага и благополучия. Изготавливается из цельного бруска, без применения клея, путём нарезки лепестков и специального метода изгибания. Носителем традиции изготовления птиц в XX веке был Мартын Фатьянов из деревни Селище Архангельской области. В деревне открыт музей, посвящённый его творчеству. Промысел птицы счастья восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Шемогодская резьба по бересте

Промысел резьбы по берёсте образовался в XVIII веке в Шемогодской волости Великоустюгского уезда (ныне Вологодская область). Мастерством резьбы по берёсте славилась деревня Курово-Наволок. Орнаменты резчиков, названные «берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году был создан художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», который продолжает традиции ажурной вязи.

Борецкая роспись по дереву

Роспись существует с XVIII века в селе Борок, ныне это деревня и пристань на реке Северная Двина Архангельской области. Роспись повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделённые орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон. Символ борецкой росписи — Древо жизни: огромный цветок с прямым стеблем, вокруг него изображаются цветы, птицы, ягоды, листья. Основной цвет росписи — красный. Роспись очень дорогая и сложная с использованием сусального золота и яичной темперы. В XVIII веке золотофонную борецкую прялку меняли на корову.

Варнавинская резьба по кости

Ещё в XVIII в. мастера Павлова и Ворсмы Нижегородского края украшали ножи костяными рукоятками в виде объёмной небольшой скульптуры. Косторезный промысел возродился в селе Варнавино Нижегородской области в 1970 г. с приездом из с. Холмогоры Архангельской области выпускника Холмогорского училища П. Черниковича. В 1973 г. организована Варнавинская фабрика художественной резьбы по кости, ныне предприятие «Варко» (Варнавинская резная кость). Продукция поставляется во Францию, Швейцарию, Польшу, Германию, Венесуэлу, Данию.

Вербилковский фарфор

История знаменитого вербиловского фарфора начинается в 1766 года, когда английский купец Франц Яковлевич Гарднер основал фарфоровую фабрику в подмосковном сельце Вербильцево, сейчас это — п. Вербилки Талдомского района Московской области. И уже в 1775 году англичанин преподнес сервиз в подарок императрице. Екатерина II тут же заказала на фарфоровом заводе в Вербилках императорские сервизы. В 1995 году при предприятии «Фарфор Вербилок» было создано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Из последних наград вербиловского фарфора — Бриллиантовая и Золотая звёзды Союза предпринимателей Америки и Европы.

Верхнеуфтюжская роспись бересты

Верхнеуфтюжская роспись зародилась в с. Верхняя Уфтюга, что является названием притока р. Северной Двины. В XIX в. промысел был распространён по всему побережью Уфтюги, расписывали туеса. Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с традициями древнерусской декоративной живописи. Крупными центрами уфтюжской росписи считаются д. Ново-Андреевская и Якшаково Архангельской обл. Сейчас отдельные мастера продолжают работу у себя на дому.

Воронежское ткачество

Изделия узорного ткачества завоевали в Воронежской губернии большое признание в конце XIX в. Тканые работы были представлены в 1913 г. на Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге. Ковёр молодой мастерицы из горожанкинской мастерской Н.В. Гладневой «Адам и Ева» демонстрировался на Всемирной выставке в Париже (Лувр), получил «Гран-при» и был куплен Лувром. Современное узорное ткачество представлено Елань-Коленовской ковровой фабрикой. Декоративные предметы современного воронежского ткачества широко бытуют и сегодня, особенно в сёлах.

Вятский гончарный промысел

Образованием гончарного промысла на Вятской земле можно считать XII — начало XIV в.в., когда русское население принесло сюда навыки работы на тяжёлом гончарном круге. Сложились и две основные формы изделий – горшки и чашки с линейным и ленточным орнаментами разного размера. Керамика XIX-ХХ в.в. сохранила черты прошлого времени. Посуда изготовлялась четырех видов: чёрная, лаковая (глазурованная и муравленая), обварная. В 1990-х г.г. старинный вятский промысел начал обретать новую жизнь. Подвижником стала компания «Комтех» (п. Просница Кирово-Чепецкий район).

Вятское кружево

Кружево до сих пор часто называют «кухарским», это производное от слободы Кухарки, ныне г. Советска Кировской области. В 1840-е годы сюда попало сцепное кружево из Великого Устюга, то есть вологодское. Мастерицы сумели его воспроизвести, а потом стали варьировать рисунки. Вятское кружево было известно не только в России, продавалось даже в Японии. Вятское кружево по красоте узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, а по лёгкости и тонкости разработок — елецкому.

Городецкая золотная вышивка

Один из самых старинных видов высокохудожественного народного искусства России существует в Нижегородском крае с ХVII в. Центрами промысла являлись крупные сёла на берегу Волги – Городец и Лысково. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Арзамаса. Познакомиться с историей российского промысла и его сегодняшним днём можно в музее фабрики «Городецкая золотная вышивка».

Городецкая роспись

Художественная роспись по дереву родилась в середине XIX века в Поволжье, в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское, расположенных на берегах светлой речки Узоры. Изделия отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись». Сохранились традиционные мотивы и образы — длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

Златоустовская гравюра на стали

С начала XIX века г. Златоуст — центр художественной гравюры на металле Урала. Первоначально украшалось боевое оружие: сабли, кортики, шпаги. Со 2-й пол. XIX в. гравюра используется при изготовлении бытовых вещей: кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д. В гражданскую войну гравированные с золочением сабли преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Будённому. Лучшие образцы гравюры и украшенного холодного оружия хранятся в сокровищницах России — Эрмитаже и Оружейной палате Кремля.

Кадомский вениз

Промысел возник в XVIII в. в г. Кадоме (ныне — посёлок Рязанской области). Вениз — от слова «Венеция». Происхождением промысел обязан венецианским мастерицам, приехавшим по приглашению Петра I в монастырь г. Кадома. Монахини легко освоили эту ювелирную технику, из их рук стало выходить венецианское кружево. А вскоре на этой основе создали уникальную игольчатую вышивку — кадомский вениз. В начале XX в. технику кадомского вениза дополнила Пелагея Угрюмова, которая имела опыт кружевного дела по работе в г. Ельце. Сейчас венизную вышивку выпускает фабрика «Кадомский вениз».

Калужская вышивка

Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнены в середине и конце XIX в. От вышивок различных русских областей калужская отличается особой декоративностью и выразительностью. Яркие и красочные, они богаты изобразительными мотивами, переданными своеобразным приёмом вышивания – «цветной перевитью». Богатая коллекция копий-зашивок с народных узоров хранится в фонде Тарусской артели вышивальщиц, возникшей в 1924 г. Мастерицы артели, творчески используя характерные особенности старинной калужской вышивки, продолжают создавать изделия, украшающие наш быт и одежду.

Киришское кружево

«Курья лапка», «медвежья лапка» — народные названия киришских кружев. История их началась в XVIII в., когда в деревнях у Санкт-Петербурга поселились кружевницы. Стили елецкого и вологодского кружева известны всем, но киришское — более грубое, её называли крестьянским. Киришские кружева плетутся поверху. Один элемент плетётся несколько раз. Разворачиваются коклюшки, и он плетется второй раз. Получается слоёный пирог. Сейчас киришское кружево плетётся в д. Витка Ленинградской области. Здесь находится цех Ленинградского объединения народных художественных промыслов.

Мезенская роспись по дереву

Роспись деревянных прялок и утвари зародилась во времена формирования славянских племён. Название получила от реки Мезень в Архангельской области. Своего расцвета промысел достиг в XIX веке. Центром росписи стала деревня Палащелье, отсюда и второе название — палащельская роспись. Мезенская роспись архаична, узоры её скупы и напоминают древние наскальные рисунки Севера. Используются только два цвета – красный и чёрный. В Архангельске на предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

Орловский спис

Корни вышивки уходят во времена вятичей-язычников, которые последними в XIV веке приняли христианство. Охранительный смысл их древних образов и обрядов отразился в вышивке. Коллекция Орловского краеведческого музея насчитывает около сотни предметов: полотенца, скатерти, детали народного костюма. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом. Орловский спис знатоки считают шифром, разгадать который весьма сложно. Самые популярные сюжеты старинных вышивок — «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка». Спис продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами.

Рязанская народная вышивка

Древним видом художественных промыслов Рязанского края является вышивка. Уже на рубеже XIХ — XX вв. изделия вышивки стали предметами коллекционирования. Её особенности в многоцветности, построенные на доминировании красных оттенков с вкраплениями синего, жёлтого и зеленого цветов; соединение разнообразных традиционных техник: строчка, цветная перевить, счётная гладь, роспись, косички, мережки, вышивка крестом; преобладание геометрических элементов. Ознакомиться с промыслом и с работами современных мастериц можно в Рязанском художественном музее им. И.П. Пажалостина.

Сибирские ковры

Ручное ковроткачество было распространено в уездах Тобольской губернии с XVIII века. По мнению же историков, производство ковров берёт начало с XVI века после завоевания Сибири Ермаком. Сибирские ковры отличаются повышенной декоративностью за счёт использования чёрного фона и живописных цветов. Чёрный фон символизирует плодородную землю. Яркие букеты напоминают о красках лета. Ковры ткутся на Сибирской ковровой фабрике, где продолжаются традиции махрового промысла ручного сибирского ковроткачества.

Тобольская резная кость

Резьба по кости известна в г. Тобольске (ныне Тюменская обл.) с начала XVII в. Промысел развивается со второй половины XIX в. Традиционные изделия — миниатюрная скульптура из мамонтовой кости на темы жизни народов Севера. В 1960 г. создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий. В 1986 г. продукция отнесена к изделиям народных художественных промыслов. На фабрике хранится коллекция произведений из мамонтовой кости, зуба кашалота, клыка моржа.

Торжокское золотное шитьё

Промысел известен в Торжке с XIII века. Вышивка выполнялась с помощью серебряных и золотых нитей, и украшались ей предметы одежды: обувь, пояса, воротники, костюмы и церковные облачения. Использовался цветочный орнамент. Шитьё золотошвей экспонировались в Нижнем Новгороде, Москве, Филадельфии, Турине, Париже, Милане, Нью-Йорке, Брюсселе, Осаке. Изделиями золотошвей оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, выполнена обивка трех царских тронов с именными монограммами.

Кунгурская керамика

Промысел возник в г. Кунгуре (Пермский край) в XVII в. Для кунгурской керамики свойственны строгие формы, использование рельефных и скульптурных украшений, ярких цветных полив. В кунгурском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике отражено всё многообразие местного керамического производства конца XIX — начала XXI вв. Это и крестьянская гончарная посуда, и печные изразцы, и изделия местных полуфаянсовых фабрик и заводов рубежа XIX и ХХ вв. Традиции старинного промысла продолжают мастера предприятия Кунгурские народные промыслы.

Ливенская гармошка

Ливенская гармонь («ливенка») — разновидность русской гармони, появившаяся в г. Ливны в XIX в. Предназначена для исполнения народных песен, в основном — плясовых. На «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек»- одиночных басов. Традиции изготовления «ливенки» продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» г. Ливны.

Гжельская керамика

Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель – визитная карточка России. Гжель включает около тридцати подмосковных сёл и деревень, объединённых названием «Гжельский куст». Местность гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Иван Грозный обозначил её как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. В статистическом описании Московской губернии 1811 г. гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная!

Жостовская роспись

Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII века на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим.

Палехская миниатюра

По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак – яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделий из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Сам же стиль миниатюры сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Федоскинская миниатюра

Промысел зародился в 1795 г. в с. Данилково, затем перенесён в соседнее с. Федоскино Мытищинского уезда. Здесь и поныне сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В её основе лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс. Виртуозное владение прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными как в России, так и в Европе.

Вологодское кружево

«Застывшие краски северной зимы» – так называют вологодское кружево, особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Начало промысла, как вида русского кружево, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), относится к 1820 г. Близ Вологды, в имениях помещиков, крепостные выплетали отделки к платьям и белью. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды: золотую медаль в Париже в 1925 г., Гран-при в Париже в 1937 г., золотую медаль в Брюсселе в 1958 г. Там же вологодский занавес «Русские мотивы» был отмечен высшей наградой Гран-при.

Мценское кружево

Мценское кружево появилось в XVIII в. через помещицу Протасову, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева на коклюшках в России. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. Особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Лучшие работы кружевниц можно увидеть в Музее кружева г. Мценска Орловской обл. Открыто ателье «Мценские узоры».

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок – тёплый символ России. Оренбургский платок – название собирательное: это и тёплый тяжёлый платок-шаль, и тонкий, лёгкий, ажурный платок паутинка. Впервые за рубежом платки были представлены на Парижской международной выставке 1857 г. До сих пор образцом считается платок знаменитой в прошлом мастерицы Настасьи Яковлевны Шепковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошёл, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.

Павлово-посадские набивные платки (шали)

Павловский Посад — старейший российский текстильный центр. С 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков. Популярен мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. В этом году знаменитая на весь мир Павлово-Посадская Мануфактура отмечает 215-летие. В Московском Фонде народных художественных промыслов открылась экспозиция, насчитывающая более 150 уникальных платков.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?»

Каргопольская игрушка

Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История ее возникновения тесно связана с древними (языческими) обрядами. Глиняная «баба» в «досельном» (старинном) наряде словно являла собой образ мира. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». Самым популярным персонажем остаётся Полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Абашевская игрушка

Промысел возник в XIX веке в селе Абашево Спасского уезда, ныне Беднодемьяновский район Пензенской области. Известность промысла в конце 1920-х годов связана с Ларионом Зоткиным ? мастером из Абашево. Фигурки имеют удлинённое туловище. На вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми рогами. Свистульки раскрашены яркими красками ? синими, зелёными, красными. Считается, что лечебная глина, используемая для лепки, снимает тревогу и стрессы.

Матрешка

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков.

Белёвское кружево

Особым явлением народной культуры Тульской области является Белёвское кружево. Мерное кружево из золотной и серебряной нитей плели на коклюшках монахини Крестовоздвиженского монастыря г. Белёва в XVII-XVIII в.в. Кружево применялось для отделки платья знати и праздничных одежд священнослужителей. В самом Белёве плели мерное, «верховое» кружево для столового и постельного белья. В 1880 г. в городе и уезде насчитывалось 2 тыс. кружевниц. Сегодня мастерицами Тульской области предпринимаются усилия по возрождению старинного промысла.

Богородская игрушка

Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря — центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб подмосковного посёлка.

Ростовская финифть

Русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Финифть это древнерусское название эмали — прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками (изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном) на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом в печи. По художественному уровню изделий Ростовская финифть входит в первую десятку лучших народных промыслов России.

Дятьковский хрусталь

Дятьковский хрусталь существует уже более 200 лет. Завод основан русскими промышленниками Мальцовыми в 1790 году в д. Дятьково Хвощенской волости Брянского уезда, ныне это г. Дятьков Брянской области. В XIX веке дятьковские мастера исполняли сервизы на 200 персон для царских резиденций в Зимнем Дворце, в Царском селе и в Гатчине. И сегодня в Кремле приёмы высшего уровня сервируются Дятьковским хрусталём. Хрусталь удостоен как зарубежных наград, так и отечественных. Особой гордостью является благодарственная запись первого космонавта Ю.А. Гагарина после посещения завода и музея дятьковского хрусталя.